О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаhа и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаhа, ведь Аллаh суров в наказании.

[Священный Коран: сура Аль-Маида (Трапеза), аят 2]

Ислам справедливо называют религией взаимопомощи. Можно с уверенностью сказать, что ни одно из существующих вероучений не уделяет этому вопросу такого пристального внимания. Понятие взаимопомощи широко и многогранно. Оно может иметь материальную форму, а может происходить из области чувств и эмоций, выражаться в моральной поддержке, эмпатии, сопереживании…

Ведь как бы там ни было, человек сам принимает решение: встать на благородный путь добродетели или же игнорировать предписанные нашей верой нормы и правила. Конечную оценку этому выбору даст Суд Всевышнего.

Почему же так важна взаимопомощь, в чём её ценность для общества? Во-первых, это защита слабых и бедных. Тот, кто волей Аллаhа и по милости Его добился в жизни успеха, может улучшить положение других людей, которым не дано таких благ. Если рядом с нами будет меньше обездоленных людей, тогда будет меньше зависти, злобы, воровства… Все эти пороки рождаются из отчаяния, которое испытывает человек, оставшись наедине с непосильными обстоятельствами. Протянутая в трудный момент рука помощи – как шанс на спасение, как добрый знак, ниспосланный Аллаhом. Спасая человека от голода и нужды, мы на самом деле даём ему нечто большее – это возможность встать на путь полноценной и праведной жизни. Когда не нужно каждую минуту думать о хлебе насущном, тогда появляется больше душевных сил для веры и общения с Аллаhом.

Помогая друг другу, мы делаем общество более справедливым, людей – счастливыми. Уходят ненависть и вражда, уступая место любви. Исчезает такое явление, как нищета и попрошайничество. У людей просто нет нужды просить – они и так получают всё необходимое. К такому обществу нужно стремиться.

Очень поощряется в Исламе плата добром за добро. Когда-то кто-то вам помог, и вы в определённый момент тоже придёте на помощь этому человеку, не считая – кто для кого сделал больше, а просто от души. Или же придёте на помощь другому человеку, совершенно незнакомому. Всё благое мы совершаем во имя Аллаhа, а не ради корысти или показухи. Благотворительность часто носит анонимный характер. И это правильно, ведь цель наша – улучшить жизнь другого человека, а не возвысить себя или самоутвердиться за его счёт.

В первую очередь нужно помочь тем, кто сильно нуждается. Нельзя отдавать в качестве помощи то, что уже бесполезно, что впору выбросить: например, плохую рваную одежду или сломанную мебель. Таким жестом мы оскорбляем человека, а не делаем добро.

Если вы приняли решение помочь добровольно и бескорыстно – идите до конца. Не попрекайте и не требуйте ничего взамен. Иначе вся ценность вашего поступка теряется: и перед людьми, и перед Господом.

Принимать помощь также следует правильно – с благодарностью и смирением. Никаким видом помощи не нужно пренебрегать.

В Священном Коране сказано: «Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаhа, – быть может, вы будете помилованы» [сура Аль-Худжурат (Комнаты), аят 10].

Взаимопомощь и взаимоуважение – основы этого братства. Как в семье принято помогать друг другу и делить между собой горе и радость, так и в мусульманском обществе поддержка и взаимопомощь воспринимаются, как нечто абсолютно естественное.

Салим передал со слов своего отца ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллаh ими обоими, о том, что что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллаh (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Великий и Всемогущий Аллаh избавит от одной из печалей Дня Воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грехи) мусульманина, Аллаh покроет в День Воскресения» [Ахмад 2/91 / Мухтасар «Сахих» имама аль-Бухари 2442 / Муслим 2580 / Абу Дауд 4893 / ат-Тирмизи 1426 / ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 7291].

Помогайте людям и с благодарностью принимайте их помощь. Будьте милосердны и доброжелательны. И пусть Всевышний наградит вас Своею Милостью за добрые дела и благие намерения.

АВТОР: Ольга Джей

От Амин