Ислам – это религия жизни. Наше вероучение не требует, чтобы люди, отрываясь от реальности, круглые сутки проводили в молитвах, чтобы мысли их всецело заняты были вопросами духовными и каждую свободную минуту они проводили в мечети. Безусловно, нужно стремиться к благочестивой жизни, которая преисполнена поклонением Аллаhу. Но следует помнить, что наш Милосердный Создатель не требует невозможного – а лишь того, что нам по силам.

Всевышним заложены в человеке такие важные и естественные потребности, как вкушение пищи и воды, отдых и сон. Сюда же следует добавить веселье, смех, развлечения, игры, если они, конечно, являются дозволенными. Это часть нашего естества, а значит, и Аллаh приветствует все эти потребности и проявления в нас. Важно только соблюсти правильный баланс между духовной и светской жизнью.

Наилучшим примером для всех мусульман, безусловно, служит Пророк Мухаммад ﷺ. Он достиг невероятных высот в своём поклонении Аллаhу. Его жизнь – настоящий духовный подвиг. Многие часы он проводил за молитвами в полном одиночестве, в состоянии полного самоотречения и лишь наедине с Господом. Но в своей повседневной жизни он также улыбался и шутил, наслаждался простыми человеческими благами. Он избегал печали и старался с улыбкой смотреть на окружающий мир. Этому же Посланник Аллаhа ﷺ учил своих сподвижников. Ведь среди них было немало тех, кто стремился к небывалым духовным высотам и полному отречению от земных наслаждений, отдыха и веселья.  А это неправильно.

Вот что передал один из сподвижников Пророка ﷺ, Ханзала аль-Усаиди:
«Абу Бакр встретил меня и спросил: «Как поживаешь, Ханзала?» Я ответил: «Ханзала стал лицемером!» Абу Бакр воскликнул: «О Боже! Что ты говоришь?» Я ответил: «Каждый раз Посланник Аллаhа напоминает нам об аде и рае, так что эта картина предстает перед нами. Но стоит нам покинуть Пророка и вернуться к своим жёнам и детям, как мы забываем обо всем». Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллаhом, со мной происходит то же самое». Затем мы пришли с ним к Посланнику Аллаhа, и я сказал: «О Посланник Аллаhа! Ханзала стал лицемером». Он спросил: «Как такое случилось?» Я ответил: «О Посланник Аллаhа! Каждый раз, когда ты напоминаешь нам об аде и рае, то их картина предстает перед нами, но стоит покинуть тебя, вернувшись к жёнам и детям, как мы забываем обо всем!» Тогда Посланник Аллаhа сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Когда вы пребываете со мной, вспоминая Аллаhа, ангелы пожимают вам руки, независимо от того, восседаете вы или в пути. Однако, о Ханзала! Всему своё время». Он трижды произнес фразу: «Всему своё время». [Муслим].

Следуя примеру Пророка ﷺ, даже самые благородные и благочестивые его сподвижники смеялись и шутили, отдыхали и развлекались. Необходимо чередовать земное и духовное, труд и отдых, чтобы преуспеть и в том, и в другом. Ведь, лишая себя отдыха, человек переутомляется физически и морально, и он уже не в состоянии полноценно выполнять ни дела светские, ни обязательства перед Господом Нашим. Нет ничего предосудительного в том, чтобы весело провести время с семьёй или в компании друзей, чтобы расслабиться и просто ничего не делать. Вполне дозволены мусульманам юмор и шутки, с тем лишь условием, что они не обижают и не унижают других. Грешно высмеивать недостатки людей, потешаться над чужой бедой.

В Священном Коране сказано: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» [Сура Аль-Худжурат (Комнаты), аят 11].

Кроме того, недопустима ложь, сказанная якобы в шутку, распространение сплетен и доверенных кем-либо тайн.

Муавия ибн Хайда (да будет доволен им Аллаh) передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Горе тому, кто лжёт, чтобы рассмешить людей! Горе ему, и ещё раз – горе ему!» [Хасан, т.е. хороший хадис Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи].

Человек воспитанный и благоразумный всегда почувствует тонкую грань между добродушным юмором и обидной насмешкой. Точно так же, истинный мусульманин отлично видит черту, разделяющую спокойный, размеренный отдых с необузданным весельем, которое может доставить неудобства другим и толкнуть самого человека на путь греха.

Отдыхать можно и нужно со смыслом, с доброй улыбкой и чистым сердцем, чтобы утомление тела и души отступило и появились силы для добрых дел, для плодотворного общения с Аллаhом. Пусть Всевышний пошлёт вам сил для труда и время для отдыха! Аминь.

АВТОР: Ольга Джей

От Амин