Саранчук СергейЗаместитель муфтия Духовного управления мусульман Беларуси Сергей Саранчук

Выдержка из лекции о сертификации Халяль заместителя председателя Союза исламских организаций России и Беларуси по вопросам сертификации Халяль, заместителя муфтия Республиканского религиозного объединения «Духовное управление мусульман в Республике Беларусь» Сергея Саранчука


Юсуф Аль-Кардави
Юсуф Аль-Кардави

Книга выдающегося Исламского учёного Юсуфа Аль-Кардави «Поколение победителей» является программным документом для воспитателей, которым необходимо вырастить молодое поколение, познающее победу Ислама, и для мусульман, которые хотят быть этим поколением.

В самом начале автор обращает внимание на два важных аспекта. Во-первых, у всех общин есть душа, которая придаёт силу жизни, подобно душе человека. И, если же какая-либо нация теряет свою душу, то она превращается в население без истинной связи и не имеет цели в жизни. Во-вторых, душа нашей уммы – это Ислам.

Сертификация товаров, работ и услуг по стандарту Халяль становится важной составляющей жизни мусульман Европы и укрепления Имана – Веры. Студенты-мусульмане, приехавшие на учёбу ещё во времена существования Советского Союза, рассказывают историю о том, что, желая есть халяль, они восемь месяцев не кушали мяса, ели только рыбу, а затем стали ловить птиц и закалывать их по нормам Шариата. И в тот момент была актуальна фетва о дозволенности пищи христиан. Можно было не истязать себя отсутствием мяса в рационе, а полагаться на послабление, которое дал нам Всевышний и принимать фетвы исламских учёных о дозволенности пищи людей Писания.

Вместе с тем, Ибн аль-Араби, комментируя суру «Аль-Маида», дал определение закалыванию в соответствии с Шариатом:

В Шариате закалывание – это пролитие крови, с помощью перерезания яремных вен тех животных, которых режут, и забивание тех животных, которых закалывают, и животное, которое невозможно заколоть или зарезать, то пронзается острым предметом в любое место, чтобы вытекла кровь. Всё это должно быть связано с намерением, поминанием Аллаhа.

Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни» упомянул, в какой части тела происходит закалывание:

Место, где нужно резать – это горло и яремная выемка (выемка между основой шеи и грудью). Нельзя резать в другом месте в соответствии с единогласным мнением учёных.

Что касается того, что некоторые учёные разрешили поручать людям Писания забой животных для мусульман, то они разрешили с учётом всех условий, которые необходимо брать во внимание. Если же христианин или иудей забьёт животное ударами гвоздей или топором по голове, или электрическим током, как это делают сегодня христиане, то в таком случае нельзя поручать им закалывание животных, т.к. такой способ не называется закалыванием, и это мясо нельзя употреблять, оно является запретным, это – мертвечина, а мертвечина – это Харам.

Не ешьте никакой мерзости… и свиньи, потому что копыта у неё раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не приближайтесь. (Библия. Второзаконие, глава 14-8)

Можно сделать следующий вывод: То, о чём говорится в суре «Аль-Маида», а именно, то, что Аллаh разрешил нам их еду, не имеется в виду то, что они разрешили самим себе, а имеется в виду то, что Аллаh разрешил им.

Социологический опрос, проведённый в 2019 году среди мусульман, показал, что 12 % сами приобретают животных и производят их забой, или же покупают мясо у мусульман, которых знают лично; 67 % покупают мясо, рекомендованное объединениями мусульман; 11 % покупают мясо у верующих христиан; и всего лишь 7 % не интересуются происхождением мяса; при этом 3 % отказались ответить на соответствующий вопрос.

В настоящее время среди не только мусульман растёт востребованность продукции Халяль. Например, в Беларуси халяльным мясом интересуются иудеи, которые не имеют доступа к кошерной пище, и христиане, которые хотят вести здоровый образ жизни.

Далее складывающаяся обстановка в области сельскохозяйственного производства, наличие жесткой конкуренции на рынках данной продукции заставляет производителей искать новые рынки сбыта и ориентироваться в том числе на рынки исламских стран, где для успешной работы требуются сертификаты стандарта Халяль.

Сертификация товаров, работ и услуг по стандарту Халяль сегодня даёт возможность не выбирать то, что предлагает нам производитель в независимости от того, мусульманин он, либо христианин, либо иудей. А непосредственно корректировать технологические процессы производства, адаптируя их к требованиям норм Шариата.

Однако надо заметить, что в своей практике приходится сталкиваться с ошибками, которые допускают мусульмане, осуществляя забой животных. К примеру, некоторые мусульмане в Беларуси отрезает голову барану при забое, не дожидаясь, пока стечёт вся кровь, считая, что так животное меньше страдает и думают, что это и есть Халяль. Хотя это противоречит мнению большинства учёных. Поэтому сертификация в том числе позволяет исправить ошибки, которые могут допускать сами мусульмане в технологии.

Исходя из всего вышеперечисленного, я считаю необходимым ответить на запрос общества и облегчить допуск мусульман к той продукции, которая принесёт им пользу, а также изменить существующие технологии в Европе, приспособив их к требованиям Шариата.

Из лекции заместителя председателя Союза исламских организаций России и Беларуси по вопросам сертификации Халяль, заместителя муфтия Республиканского религиозного объединения «Духовное управление мусульман в Республике Беларусь» Сергея Саранчука